Главный онколог «СМ-Клиника» рассказал об использовании искусственного интеллекта в медицине

Вернуться к новостям
Дата публикации: 22.03.2021
Поделиться в социальных сетях:
Искусственный интеллект минимизирует контакты врачей и больных COVID-19


Одна из функций системы – контроль за количеством посещений больных медработниками /Андрей Гордеев / Ведомости

Сеть клиник «Медси» (входит в АФК «Система») совместно с компанией «Третье мнение» запустила технологию наблюдения за пациентами на основе искусственного интеллекта, сообщил «Ведомостям» представитель «Медси». По его словам, сейчас она работает только в больнице в Отрадном, где принимают зараженных коронавирусом. Инвестиции в проект он не раскрыл.

«Медси» – крупнейшая в России сеть частных клиник. В нее входит 44 клиники в Москве, Московской области и регионах России. Выручка «Медси» за 2019 г. составила 22 млрд руб.

«Третье мнение» разрабатывает инновационные сервисы для системы здравоохранения. В числе продуктов компании – сервисы распознавания патологий на рентгенограммах, маммограммах, компьютерной томографии легких и др. Компания основана в 2017 г. В 2020 г., по словам ее сооснователя и гендиректора Анны Мещеряковой, «Третье мнение» планирует достичь выручки не менее 10 млн руб. Система мониторинга позволяет усилить контроль за состоянием пациента, что особенно важно при лечении больных COVID-19, объясняет главврач больницы в Отрадном Татьяна Шаповаленко.

С помощью установленных в палатах камер система наблюдает за пациентом – сколько раз за сутки он поменял положение, рассказывает представитель «Медси». Для эффективного лечения пациентов с коронавирусом необходимо отслеживать их физическую активность в течение дня, объясняет он: нахождение в лежачем положении ухудшает циркулирование воздуха в легких более чем в два раза и увеличивает риск развития пневмонии. В палатах, где установлены камеры, лежат пациенты в среднем и тяжелом состоянии, продолжает представитель «Медси», и, если пациент может вставать, это также будет зафиксировано в отчете.

Перед использованием системы у каждого пациента берется согласие на обработку персональных данных, подчеркнул он.

Еще одна важная функция системы – контроль за количеством посещений больных медработниками и наличием на них правильных защитных костюмов от COVID-19, указывает представитель «Медси», а еще разработка «Третьего мнения» позволяет находящимся в другом ‒ незараженном ‒ крыле больницы врачам проводить с пациентами телемедицинские консультации и общаться с ними по голосовой и видеосвязи.

Все собранные данные о пациенте, а также статистика поведения медицинского персонала выводятся на мониторах у главной и у дежурных медсестер, говорит Мещерякова: это снижает нагрузку на медперсонал и позволяет сотрудникам реже бывать в зараженной зоне, так как они видят всю информацию о пациентах и изображение палаты на экране компьютера.

Затраты на внедрение системы зависят от количества установленных в клинике камер и числа пациентов, за которыми они наблюдают, объясняет Мещерякова. Установка одной камеры стоит 4000 руб., а обработка видео для одного пациента – 100 руб. в сутки. Сейчас технология работает в 21 палате больницы в Отрадном, в каждой может находиться от 1 до 4 человек, добавляет Мещерякова.

Среди коммерческих эффектов от внедрения системы представитель «Медси» называет повышение контроля за состоянием пациента, качества ухода и безопасности без увеличения штата медперсонала.

Внедрение технологии в других отделениях больницы в Отрадном планируется после расширения функционала системы за счет мониторинга загруженности операционных и манипуляционных. Цель «Медси» – умный госпиталь с автоматизированным контролем ключевых медицинских процессов.

«Медси» не единственная сеть клиник, которая внедрила у себя технологию наблюдения за пациентами на основе искусственного интеллекта. Такую же систему для наблюдения за процессом реабилитации пациентов, по словам Мещеряковой, «Третье мнение» установило в Национальном медико-хирургическом центре им. Н. И. Пирогова.

Систему цифрового госпиталя, в которой отображается динамика состояния находящихся в палатах пациентов, разрабатывает и Европейский медицинский центр (ЕМС), без подробностей рассказал представитель компании. По его словам, ЕМС также планирует запуск технологии распознавания лиц, что значительно упростит процедуру регистрации и сэкономит время клиентов. Система распознавания лиц пациентов есть и у специализирующейся на лабораторных исследованиях компании «Инвитро».

Искусственный интеллект считается одним из важнейших направлений IT-исследований в медицине, говорит главный онколог медицинского холдинга «СМ-клиника» профессор Александр Серяков: большую долю рынка таких технологий занимают когнитивные приложения, которые автоматически изучают данные и составляют различные оценки, рекомендации и прогнозы. Но алгоритмы и логические цепочки нейросети еще не настолько проработаны и совершенны, есть недостатки в системе анализа поступающей информации и сомнения, что диагноз всегда может быть поставлен точно, предупреждает Серяков: «Пока мы не можем доверить таким системам человеческую жизнь».

Опубликовано на портале vedomosti.ru